Сазыкин А.В. Экологическое право

Правовой режим экологически неблагополучных территорий

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся вследствие аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, в результате которых могут произойти человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайной ситуации – комплекс мероприятий, которые проводятся заблаговременно и которые направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья населения, снижение размеров ущерба окружающей среде.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Границы зоны определяются назначенными в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ руководителями работ по ликвидации последствий ситуаций на основе их классификации, установленной Правительством РФ, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Основные принципы защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций:

  1. заблаговременность мероприятий;
  2. планирование их с учетом экономических, природных и иных характеристик территорий, степени опасности;
  3. гласность и предоставление сведений о ситуациях, их последствиях, о радиационной, химической, медико – биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 56, 88 Конституции РФ Президент РФ вводит при возникновении чрезвычайной ситуации на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение; принимает решение привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайной ситуации Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований. Федеральное Собрание утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области. При ликвидации чрезвычайных ситуаций илы и средства органов внутренних дел РФ и органов внутренних дел субъектов РФ применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами субъектов РФ. На основании ст. 72 Конституции РФ обеспечение экологической безопасности относится совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Для осуществления государственного управления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения территорий создается специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, который создает подведомственные ему территориальные органы.


Понятие экологического права, история его развития и становления | Предмет и методы правового регулирования экологического права | Система и принципы экологического права | Нормы экологического права и экологические правоотношения | Специфические черты экологического права | Источники экологического права | Понятие экологического правоотношения, основания его возникновения и прекращения | Субъекты и объекты экологических правоотношений | Понятие права собственности на природные ресурсы, его виды | Понятие права природопользования, его виды и принципы | Правовые формы использования природных ресурсов | Правовая охрана природных объектов | Организационный механизм охраны окружающей природной среды | Кадастры природных объектов и природных ресурсов | Мониторинг окружающей среды | Нормативы в области охраны окружающей среды | Экологическая экспертиза: понятие и виды | Лицензирование: понятие и виды | Экономико-правовой механизм охраны окружающей среды | Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды | Земля как объект правовой охраны | Право водопользования и его виды | Объекты и субъекты водных отношений | Водные сервитуты | Сферы государственного управления в области использования и охраны водных объектов | Правовые меры охраны вод | Атмосферный воздух как объект правового регулирования | Юридическая ответственность за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха | Объекты и субъекты права пользования недрами | Право пользования недрами и его виды | Система лицензирования пользования недрами | Управление и контроль как средства государственного регулирования отношений пользования недрами | Понятие и охрана континентального шельфа РФ | Лес и растительный мир вне лесов как объекты правовой охраны | Право лесопользования | Виды лесопользования | Безвозмездное и краткосрочное пользование участками лесного фонда. Лесные сервитуты | Основы организации лесного хозяйства и государственный контроль и охрана лесов и растительного мира вне лесов | Животный мир как объект правовой охраны | Право пользования животным миром и его виды | Лицензирование пользования животным миром | Красная книга РФ | Правовой режим особо охраняемых природных территорий | Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. Экологические преступления | Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий | Правовое регулирование обращения с опасными и радиоактивными веществами и отходами | Понятия и виды экологически неблагополучных территорий | Правовой режим экологически неблагополучных территорий | Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды | Источники международного экологического права | Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды | Охрана животного и растительного мира в международных договорах | Международно-правовое запрещение военного воздействия на окружающую среду | Международные конференции совещания и организации по охран окружающей среды (ООС) | Международная эколого-правовая ответственность