Лабораторная работа № 14

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 

Определение особенностей восприятия формы

при пассивном и активном осязании

Цель – проследить и объективно зафиксировать процесс формиро-

вания осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта.

Задачи:

1. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-

раза фигуры при пассивном осязании.

2. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-

раза фигуры при активном осязании.

3. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-

раза фигур различной формы.

4. Выявить доминирующую руку при бимануальном осязании.

Теоретическое обоснование.

Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значени-

ях. С одной стороны, – для обозначения кожной чувствительности, и

тогда рассматривают ее виды: температурную, болевую, тактильную

чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувстви-

тельности и т. п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптиче-

скую чувствительность, которая включает два компонента: тактиль-

ный и кинестетический. Гаптическая чувствительность проявляется в

процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате ак-

тивного ощупывания формируется осязательный образ предмета.

Если предмет покоится на руке, то имеется лишь пассивное ося-

зание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что

соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об ак-

тивном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя

руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экс-

периментально вычленить различные виды ощупывающих движений:

макродвижения руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба

вида движений на разных этапах формирования осязательного образа

выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.

Оборудование: экспериментальный материал состоит из набора

плоских пронумерованных геометрических фигур, изготовленных из

жесткого картона. Фигуры отличаются друг от друга сложностью кон-

тура (3 – выпуклые, 3 – вогнутые). Для фиксации результатов экспе-

римента в виде зарисовок предъявляемых стимулов–фигур каждый ис-

пытуемый должен иметь лист бумаги.

Ход работы.

Для сравнения точности пассивного и активного осязания в дан-

ном эксперименте предусмотрено проведение пяти опытов.

Опыт № 1. Пассивное осязание неподвижной фигуры–сти-

мула.

Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испы-

туемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигу-

ру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупы-

вать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого эксперимента-

тор убирает фигуру, после чего испытуемый приступает к зарисовке

воспринятой фигуры.

Опыт № 2. Пассивное осязание при движении фигуры–сти-

мула.

Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по непод-

вижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После од-

ного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке

ее формы.

Опыт № 3. Редуцированное (искусственное) активное осяза-

ние.

Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит кон-

тур фигуры–стимула пальцем правой руки. При этом ему разрешается

3–4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во

время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе

обведения она оставалась неподвижной.

Опыт № 4. Активное осязание.

Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигу-

ру. Время ощупывания не ограничено. После ощупывания фигуры ис-

пытуемый делает ее зарисовку.

Опыт № 5. Бимануальное осязание.

Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая

как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – актив-

ного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа

функций движения пальцев каждой из рук, а также функций правой и

левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуе-

мый делает зарисовки фигур.

Общие требования ко всем опытам:

1) каждая фигура предъявляется испытуемому на опознание по 2

раза;

2) испытуемый не должен видеть фигуры до опыта;

3) при проведении эксперимента глаза испытуемого закрыты.

Таблица 17

Точность восприятия фигур различной формы

при пассивном и активом осязании

Номер опыта

1 2 3 4

Форма

фигуры

Номер

фигуры

1 2 1 2 1 2 1 2

Средний балл

для каждой

формы фигур

1

Выпуклая 2

3

1

2

Вогнутая 3

Средний балл

для каждого опыта

Обработка результатов.

Для обработки результатов рисунки испытуемого группируют

соответственно номеру опыта и форме тест-объекта.

Опыты № 1-4:

Качество рисунков оценивают по 3-балльной шкале:

3 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта;

2 – в рисунке искажены длины отдельных сторон и углы (также

могут быть пропущены один или несколько элементов фигуры – ори-

гинала, но в целом должно присутствовать сходство с ним);

1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью

отсутствует.

Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах за-

носят в таблицу (см. табл. 17) и рассчитывают средний балл для каж-

дого опыта и для каждой формы фигуры.

Опыт № 5.

Обработка его результатов заключается в составлении экспери-

ментатором письменного заключения об особенностях бимануального

осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие

особенности функции рук и пальцев:

− разную активность правой и левой рук;

− разную функциональную роль пальцев (роль указательного,

среднего, безымянного и мизинца правой руки);

− симультанную работу пальцев (насколько быстро осуществ-

ляется опознание объекта).

При анализе полученных результатов необходимо обратить осо-

бое внимание на описание особенностей бимануального осязания (с

учетом самоанализа испытуемого). При этом требуется сравнить ак-

тивность правой и левой рук при опознании объектов с результатами

выявления доминирующей руки в предыдущих лабораторных работах

(при несовпадении – сделать предположение о его причинах). Кроме

того, опираясь на полученные балльные оценки, необходимо выявить

вид осязания и вид фигур, наиболее точно воспринятые испытуемым.

Контрольные _____вопросы:

1. Каковы особенности восприятия формы при пассивном осяза-

нии?

2. В чем состоит специфика восприятия формы при активном

восприятии?

3. Каковы функции движения пальцев в процессе активного ося-

зания?

4. Какова роль осязания в практической деятельности людей?

Определение особенностей восприятия формы

при пассивном и активном осязании

Цель – проследить и объективно зафиксировать процесс формиро-

вания осязательного образа при пассивном и активном осязании объекта.

Задачи:

1. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-

раза фигуры при пассивном осязании.

2. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-

раза фигуры при активном осязании.

3. Зафиксировать особенности формирования осязательного об-

раза фигур различной формы.

4. Выявить доминирующую руку при бимануальном осязании.

Теоретическое обоснование.

Термин «осязание» обычно употребляют в двух разных значени-

ях. С одной стороны, – для обозначения кожной чувствительности, и

тогда рассматривают ее виды: температурную, болевую, тактильную

чувствительность, строение кожных рецепторов, пороги их чувстви-

тельности и т. п. С другой стороны, под осязанием понимают гаптиче-

скую чувствительность, которая включает два компонента: тактиль-

ный и кинестетический. Гаптическая чувствительность проявляется в

процессе ощупывания, и ее органом является рука. В результате ак-

тивного ощупывания формируется осязательный образ предмета.

Если предмет покоится на руке, то имеется лишь пассивное ося-

зание. И только если испытуемый активно ощупывает предмет (что

соответствует реальным условиям восприятия), можно говорить об ак-

тивном осязании. В процессе активного ощупывания предметов двумя

руками (в этом случае говорят о бимануальном осязании) можно экс-

периментально вычленить различные виды ощупывающих движений:

макродвижения руки, а также микро- и макродвижения пальцев. Оба

вида движений на разных этапах формирования осязательного образа

выполняют как познавательные, так и контролирующие функции.

Оборудование: экспериментальный материал состоит из набора

плоских пронумерованных геометрических фигур, изготовленных из

жесткого картона. Фигуры отличаются друг от друга сложностью кон-

тура (3 – выпуклые, 3 – вогнутые). Для фиксации результатов экспе-

римента в виде зарисовок предъявляемых стимулов–фигур каждый ис-

пытуемый должен иметь лист бумаги.

Ход работы.

Для сравнения точности пассивного и активного осязания в дан-

ном эксперименте предусмотрено проведение пяти опытов.

Опыт № 1. Пассивное осязание неподвижной фигуры–сти-

мула.

Экспериментатор кладет фигуру на неподвижную ладонь испы-

туемого. При этом экспериментатору запрещается нажимать на фигу-

ру, а испытуемому производить перемещение ее на ладони и ощупы-

вать с помощью другой руки. По сигналу испытуемого эксперимента-

тор убирает фигуру, после чего испытуемый приступает к зарисовке

воспринятой фигуры.

Опыт № 2. Пассивное осязание при движении фигуры–сти-

мула.

Экспериментатор плавно обводит контуром фигуры по непод-

вижному указательному пальцу правой руки испытуемого. После од-

ного обведения контуром фигуры испытуемый приступает к зарисовке

ее формы.

Опыт № 3. Редуцированное (искусственное) активное осяза-

ние.

Испытуемый сам последовательно (без возвратов) обводит кон-

тур фигуры–стимула пальцем правой руки. При этом ему разрешается

3–4-кратное обведение контура каждой фигуры. Экспериментатор во

время опыта придерживает фигуру таким образом, чтобы в процессе

обведения она оставалась неподвижной.

Опыт № 4. Активное осязание.

Испытуемый сам ощупывает одной рукой предъявленную фигу-

ру. Время ощупывания не ограничено. После ощупывания фигуры ис-

пытуемый делает ее зарисовку.

Опыт № 5. Бимануальное осязание.

Экспериментатор предъявляет испытуемому фигуру, предлагая

как можно точнее определить ее форму с помощью осязания – актив-

ного ощупывания двумя руками. Испытуемого просят в процессе ощупывания производить самонаблюдение с целью подробного анализа

функций движения пальцев каждой из рук, а также функций правой и

левой рук. Кроме словесного отчета о характере движений испытуе-

мый делает зарисовки фигур.

Общие требования ко всем опытам:

1) каждая фигура предъявляется испытуемому на опознание по 2

раза;

2) испытуемый не должен видеть фигуры до опыта;

3) при проведении эксперимента глаза испытуемого закрыты.

Таблица 17

Точность восприятия фигур различной формы

при пассивном и активом осязании

Номер опыта

1 2 3 4

Форма

фигуры

Номер

фигуры

1 2 1 2 1 2 1 2

Средний балл

для каждой

формы фигур

1

Выпуклая 2

3

1

2

Вогнутая 3

Средний балл

для каждого опыта

Обработка результатов.

Для обработки результатов рисунки испытуемого группируют

соответственно номеру опыта и форме тест-объекта.

Опыты № 1-4:

Качество рисунков оценивают по 3-балльной шкале:

3 – рисунок в точности соответствует форме тест-объекта;

2 – в рисунке искажены длины отдельных сторон и углы (также

могут быть пропущены один или несколько элементов фигуры – ори-

гинала, но в целом должно присутствовать сходство с ним);

1 – сходство между рисунком и фигурой-оригиналом полностью

отсутствует.

Полученные балльные оценки для каждой фигуры в опытах за-

носят в таблицу (см. табл. 17) и рассчитывают средний балл для каж-

дого опыта и для каждой формы фигуры.

Опыт № 5.

Обработка его результатов заключается в составлении экспери-

ментатором письменного заключения об особенностях бимануального

осязания. При этом предлагается обратить внимание на следующие

особенности функции рук и пальцев:

− разную активность правой и левой рук;

− разную функциональную роль пальцев (роль указательного,

среднего, безымянного и мизинца правой руки);

− симультанную работу пальцев (насколько быстро осуществ-

ляется опознание объекта).

При анализе полученных результатов необходимо обратить осо-

бое внимание на описание особенностей бимануального осязания (с

учетом самоанализа испытуемого). При этом требуется сравнить ак-

тивность правой и левой рук при опознании объектов с результатами

выявления доминирующей руки в предыдущих лабораторных работах

(при несовпадении – сделать предположение о его причинах). Кроме

того, опираясь на полученные балльные оценки, необходимо выявить

вид осязания и вид фигур, наиболее точно воспринятые испытуемым.

Контрольные _____вопросы:

1. Каковы особенности восприятия формы при пассивном осяза-

нии?

2. В чем состоит специфика восприятия формы при активном

восприятии?

3. Каковы функции движения пальцев в процессе активного ося-

зания?

4. Какова роль осязания в практической деятельности людей?