2. Структура страхового тарифа: нетто-премия, нагрузка. Формирование страхового продукта
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
Страховой платеж как основной источник доходов страховщика опре-
деляется на основе страхового тарифа (тарифной ставки). Тарифная
ставка – это цена страхового риска и других расходов, адекватное денеж-
ное выражение обязательств страховщика по заключенному договору
страхования. Совокупность тарифных ставок по конкретному виду страхо-
вания носит название страхового тарифа. Целенаправленная деятель-
ность страховщика по установлению, уточнению и упорядочению страхо-
вых тарифов в интересах успешного и безубыточного развития страхова-
ния определяет тарифную политику страховой компании.
Выделяют следующие основные принципы расчета тарифных
ставок:
• эквивалентность взаимоотношений страховщика и страхователя:
совокупный размер тарифной ставки должен быть достаточен для форми-
рования страховых фондов и последующих страховых выплат из них;
• доступность страховых тарифов;
• стабильность размеров страховых тарифов;
• обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых опера-
ций.
Тарифная ставка, по которой заключается договор страхования, но-
сит название брутто-ставки и состоит из двух частей: нетто-ставки и на-
грузки.
Нетто-ставка – основная часть тарифной страховой ставки, пред-
назначенная для формирования страховых фондов и выплат страхового
возмещения в имущественном страховании и страховых сумм в личном
страховании. Нетто-ставка выражает цену страхового риска: пожара, на-
воднения, взрыва и т.д.
Нагрузка покрывает расходы страховщика по организации и прове-
дению страхового дела, проведению превентивных мероприятий, содержит
элементы прибыли.
В мировой практике расходы на ведение дела подразделяются на
организационные, аквизиционные, инкассационные, ликвидационные,
управленческие и др. В актуарных расчетах уточняется размер расходов по
отдельным видам страхования; в рамках каждого вида страхования – по
отдельным группам с учетом их характера.
Формирование страхового продукта. Величина тарифной ставки
(нетто-ставки) отражает ту меру риска, которую представляет собой дан-
ный застрахованный объект для страховщика. Количественной оценкой
этого риска является вероятная стоимость (математическое ожидание) вы-
платы по данному договору.
В качестве объекта купли-продажи на страховом рынке между стра-
ховщиком и страхователем в настоящее время употребляется понятие
«страховая услуга». Являясь, по сути, внешней формой внутренней акви-
зиционной работы страховщика, страховая услуга в своей основе выступа-
ет подготовленным к продаже на страховом рынке комплексным страхо-
вым продуктом.
Особенности формирования продукта в страховании связаны с рис-
ковым, вероятностным характером страховой деятельности. При расчете
стоимости страхового продукта страховщик только приблизительно может
ориентироваться на закладываемую в тариф цену страховой защиты, так
как в случае наступления страхового события реальная стоимость тарифа
может возрасти как минимум в 10 раз. Например, при тарифной ставке в
10%, уплачиваемой при заключении договора страхования страхователем,
возможный ущерб будет компенсирован страховой компанией в размере
100%, т.е. полной страховой суммы.
В связи с этим первоосновой формирования страхового продукта вы-
ступает математический принцип, предполагающий расчет стоимости
риска, принимаемого страховщиком на свою ответственность. Количест-
венная оценка стоимости риска происходит в актуарных расчетах, опери-
рующих, в свою очередь, основным свойством риска – вероятностью его
наступления и возможным размером ущерба. Таким образом, единица
страхового продукта опирается в своем основании на законы теории веро-
ятностей.
Следующим принципом формирования страхового продукта является
экономический, в котором единица страхового продукта корректируется
законами стоимости, рентабельности, спроса и предложения и др. С эко-
номической точки зрения страховой продукт отражает рыночную стоимость
страховой защиты, представляемой страховой компанией своим клиентам.
Стоимость страховой защиты складывается из необходимой стоимости
(количественной оценки риска) и дополнительной (прибавочной) стоимо-
сти. Первая составляющая обеспечивает самоокупаемость страховой дея-
тельности путем формирования страховых резервов для обеспечения вы-
плат страхователям при наступлении страховых случаев, вторая – рента-
бельность и прибыльность деятельности страховщика как необходимое ус-
ловие деятельности коммерческого предприятия в условиях рынка.
Формирование страхового продукта с учетом математического и эко-
номического принципов определяет его количественные характеристики,
выраженные в стоимости страховой защиты – страховом тарифе. При этом
математический принцип служит основой для определения размера нетто-
ставки, экономический – для определения нагрузки и совокупной брутто-
ставки. Экономический принцип позволяет установить размеры будущих расходов страховщика на ведение дела, комиссионное вознаграждение,
проведение превентивных мероприятий, а также заложить норму прибыли
в страховой тариф.
Далее имеющий базисную количественную оценку страховой продукт
дополняется другими характеристиками, например, путем установления
льгот, скидок, дифференцирования условий страхования, включения дан-
ного продукта в комбинированные виды страхования, установления поряд-
ка уплаты страховых взносов, что происходит в рамках институцио-
нального принципа, характерного для страхования как финансового ин-
ститута. Таким образом, количественно определенный страховой продукт
дополняется необходимыми качественными характеристиками инфра-
структуры страхования.
Следующий принцип – правовой – обеспечивает страховому продук-
ту юридическую основу с учетом требований действующего законодатель-
ства. С учетом этого принципа оформляются основные документы страхо-
вания: правила, договор, полис, определяются основные юридические ус-
ловия договоров страхования: права и обязанности сторон, порядок вы-
платы страхового возмещения, процедуры разрешения споров и т.д. На
этом этапе результат внутренней аквизиционной работы страховщика по
разработке и формированию страхового продукта в виде набора необхо-
димых документов (правил страхования, бизнес-плана страхования по
данному виду, плана по перестрахованию, др.) направляется на лицензи-
рование в государственный страховой надзор и, пройдя проверку на соот-
ветствие требованиям страхового законодательства, страховая компания
получает лицензию на право проведения страхования по данному виду
(страховому продукту).
Сформированный таким образом страховой продукт является «полу-
фабрикатом» страховой услуги. С учетом различных факторов: финансово-
го положения, стратегии и опыта работы по данному виду страхования,
маркетинговой политики и т.д. страховой продукт трансформируется в
страховую услугу, которая в дальнейшем и будет выступать объектом-
купли продажи на страховом рынке.
В целом такой подход к формированию страхового продукта является
первичным при разработке и внедрении нового вида страхования, однако
понимание основных принципов формирования страхового продукта, ста-
дий его комплексного определения позволяет системно рассматривать
процесс разработки страховых продуктов, их внедрения и пересмотра.
Страховой платеж как основной источник доходов страховщика опре-
деляется на основе страхового тарифа (тарифной ставки). Тарифная
ставка – это цена страхового риска и других расходов, адекватное денеж-
ное выражение обязательств страховщика по заключенному договору
страхования. Совокупность тарифных ставок по конкретному виду страхо-
вания носит название страхового тарифа. Целенаправленная деятель-
ность страховщика по установлению, уточнению и упорядочению страхо-
вых тарифов в интересах успешного и безубыточного развития страхова-
ния определяет тарифную политику страховой компании.
Выделяют следующие основные принципы расчета тарифных
ставок:
• эквивалентность взаимоотношений страховщика и страхователя:
совокупный размер тарифной ставки должен быть достаточен для форми-
рования страховых фондов и последующих страховых выплат из них;
• доступность страховых тарифов;
• стабильность размеров страховых тарифов;
• обеспечение самоокупаемости и рентабельности страховых опера-
ций.
Тарифная ставка, по которой заключается договор страхования, но-
сит название брутто-ставки и состоит из двух частей: нетто-ставки и на-
грузки.
Нетто-ставка – основная часть тарифной страховой ставки, пред-
назначенная для формирования страховых фондов и выплат страхового
возмещения в имущественном страховании и страховых сумм в личном
страховании. Нетто-ставка выражает цену страхового риска: пожара, на-
воднения, взрыва и т.д.
Нагрузка покрывает расходы страховщика по организации и прове-
дению страхового дела, проведению превентивных мероприятий, содержит
элементы прибыли.
В мировой практике расходы на ведение дела подразделяются на
организационные, аквизиционные, инкассационные, ликвидационные,
управленческие и др. В актуарных расчетах уточняется размер расходов по
отдельным видам страхования; в рамках каждого вида страхования – по
отдельным группам с учетом их характера.
Формирование страхового продукта. Величина тарифной ставки
(нетто-ставки) отражает ту меру риска, которую представляет собой дан-
ный застрахованный объект для страховщика. Количественной оценкой
этого риска является вероятная стоимость (математическое ожидание) вы-
платы по данному договору.
В качестве объекта купли-продажи на страховом рынке между стра-
ховщиком и страхователем в настоящее время употребляется понятие
«страховая услуга». Являясь, по сути, внешней формой внутренней акви-
зиционной работы страховщика, страховая услуга в своей основе выступа-
ет подготовленным к продаже на страховом рынке комплексным страхо-
вым продуктом.
Особенности формирования продукта в страховании связаны с рис-
ковым, вероятностным характером страховой деятельности. При расчете
стоимости страхового продукта страховщик только приблизительно может
ориентироваться на закладываемую в тариф цену страховой защиты, так
как в случае наступления страхового события реальная стоимость тарифа
может возрасти как минимум в 10 раз. Например, при тарифной ставке в
10%, уплачиваемой при заключении договора страхования страхователем,
возможный ущерб будет компенсирован страховой компанией в размере
100%, т.е. полной страховой суммы.
В связи с этим первоосновой формирования страхового продукта вы-
ступает математический принцип, предполагающий расчет стоимости
риска, принимаемого страховщиком на свою ответственность. Количест-
венная оценка стоимости риска происходит в актуарных расчетах, опери-
рующих, в свою очередь, основным свойством риска – вероятностью его
наступления и возможным размером ущерба. Таким образом, единица
страхового продукта опирается в своем основании на законы теории веро-
ятностей.
Следующим принципом формирования страхового продукта является
экономический, в котором единица страхового продукта корректируется
законами стоимости, рентабельности, спроса и предложения и др. С эко-
номической точки зрения страховой продукт отражает рыночную стоимость
страховой защиты, представляемой страховой компанией своим клиентам.
Стоимость страховой защиты складывается из необходимой стоимости
(количественной оценки риска) и дополнительной (прибавочной) стоимо-
сти. Первая составляющая обеспечивает самоокупаемость страховой дея-
тельности путем формирования страховых резервов для обеспечения вы-
плат страхователям при наступлении страховых случаев, вторая – рента-
бельность и прибыльность деятельности страховщика как необходимое ус-
ловие деятельности коммерческого предприятия в условиях рынка.
Формирование страхового продукта с учетом математического и эко-
номического принципов определяет его количественные характеристики,
выраженные в стоимости страховой защиты – страховом тарифе. При этом
математический принцип служит основой для определения размера нетто-
ставки, экономический – для определения нагрузки и совокупной брутто-
ставки. Экономический принцип позволяет установить размеры будущих расходов страховщика на ведение дела, комиссионное вознаграждение,
проведение превентивных мероприятий, а также заложить норму прибыли
в страховой тариф.
Далее имеющий базисную количественную оценку страховой продукт
дополняется другими характеристиками, например, путем установления
льгот, скидок, дифференцирования условий страхования, включения дан-
ного продукта в комбинированные виды страхования, установления поряд-
ка уплаты страховых взносов, что происходит в рамках институцио-
нального принципа, характерного для страхования как финансового ин-
ститута. Таким образом, количественно определенный страховой продукт
дополняется необходимыми качественными характеристиками инфра-
структуры страхования.
Следующий принцип – правовой – обеспечивает страховому продук-
ту юридическую основу с учетом требований действующего законодатель-
ства. С учетом этого принципа оформляются основные документы страхо-
вания: правила, договор, полис, определяются основные юридические ус-
ловия договоров страхования: права и обязанности сторон, порядок вы-
платы страхового возмещения, процедуры разрешения споров и т.д. На
этом этапе результат внутренней аквизиционной работы страховщика по
разработке и формированию страхового продукта в виде набора необхо-
димых документов (правил страхования, бизнес-плана страхования по
данному виду, плана по перестрахованию, др.) направляется на лицензи-
рование в государственный страховой надзор и, пройдя проверку на соот-
ветствие требованиям страхового законодательства, страховая компания
получает лицензию на право проведения страхования по данному виду
(страховому продукту).
Сформированный таким образом страховой продукт является «полу-
фабрикатом» страховой услуги. С учетом различных факторов: финансово-
го положения, стратегии и опыта работы по данному виду страхования,
маркетинговой политики и т.д. страховой продукт трансформируется в
страховую услугу, которая в дальнейшем и будет выступать объектом-
купли продажи на страховом рынке.
В целом такой подход к формированию страхового продукта является
первичным при разработке и внедрении нового вида страхования, однако
понимание основных принципов формирования страхового продукта, ста-
дий его комплексного определения позволяет системно рассматривать
процесс разработки страховых продуктов, их внедрения и пересмотра.