15.6. Регулирование аграрного сектора

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 

Обеспечение продовольственной безопасности стало одним из важ­нейших направлений экономической политики развитых стран сразу после окончания Второй мировой войны, когда нарушение прямых каналов по­ставки продовольствия, в том числе из колоний, показало жизненную необ­ходимость решения этой проблемы. Многочисленные дискуссии и между­народные форумы в конечном счете привели к пониманию того, что продовольственная безопасность является важной составляющей эконо­мической безопасности, которую необходимо соблюдать исходя из конст­руктивных способов и механизмов решения экономических конфликтов и противоречий.

Существуют определенные критерии оценки пределов продовольст­венной безопасности. Они различаются при оценке обеспечения национальной и общемировой продовольственной безопасности. Наиболее распростра ненными считаются выработанные экспертами ФАО. Согласно этим крите риям состояние продовольственной безопасности оценивается по дву.\ показателям: объему переходящих (до следующего урожая) запасов зерна которые не должны быть меньше 17% потребностей (примерно двухмесяч ная норма потребления), и уровню его производства на душу населения. В настоящее время большое число стран не имеет эти показатели Максимальный уровень производства зерна на душу населения в мире бы; достигнут в 80-х годах, когда он составил 339 кг в год, а в 90-х годах сни­зился до 330 кг. Это эквивалентно 3600 ккал в сутки, что может полно­стью удовлетворить потребности в питании всего человечества при усло­вии равномерного распределения. Но в развитых странах потребление зерна превышает эту среднюю цифру в 2—3 раза, так как часть зерновых используется в кормовых целях, а во многих развивающихся странах среднедушевое потребление зерновых не достигает 180—200 кг в год. В настоящее время, по оценке экспертов ФАО, 2 млрд человек не имеют надежных источников снабжения продовольствием.

В 1996 г. на Всемирном форуме по проблемам продовольствия была принята Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности, определившая бедность как основную причину дефицита продовольствия и признавшая продовольственную безопасность важнейшим компонентом экономической безопасности каждой страны. Понимание серьезности про­блемы определило в развитых странах во второй половине XX в. потреб­ность включить понятие «продовольственная безопасность» в государ­ственную политику в отношении сельского хозяйства.

Государственное регулирование сельского хозяйства, вмешательство в производство и торговлю, активный, во многих случаях агрессивный протекционизм являет собой одну из наиболее важных особенностей эконо­мической политики развитых стран.

В большинстве стран вмешательство в сельскохозяйственное произ­водство осуществляется путем предоставления различных льгот, полного или частичного освобождения от налогов, создания за государственный счет необходимой инфраструктуры, различных иных видов помощи фер­мерам, вплоть до прямого субсидирования. Министерства сельского хозяйства в развитых странах ведут большую работу, в том числе анали­тическую и исследовательскую, по разработке оптимальных направлений развития агробизнеса. Через местные отделения они оказывают консуль­тационную помощь хозяйствам, дают рекомендации по применению удоб­рений, семян, химических средств защиты растений, информируют о новей­шей технике и т.д. До сведения фермеров доводятся различные прогнозы, включая ожидаемую конъюнктуру отдельных товаров на внутренних и внешних рынках.

Размеры государственного вмешательства в сельское хозяйство гран­диозны. В США они превышают 100 млрд дол. в год, не считая ряда косвен­ных видов помощи. Сопоставимы расходы в Европейском Союзе. В Япо­нии они также исчисляются многими десятками миллиардов долларов.

Во внешней торговле наиболее активно используются нетарифные ограничения, например: фитосанитарные, введение квот на импорт отдель­ных товаров, прямой запрет импорта под различными предлогами и суб­сидирование экспорта и производства экспортных товаров.

Единая сельскохозяйственная политика ЕС — наглядный пример эффективного вмешательства на региональном уровне. Отцы Римского договора (1957 г.) об образовании Европейского экономического сообще­ства (ЕЭС), предшественника Европейского Союза, наряду с единой внешнеторговой политикой, необходимой для создания таможенного союза, также разработали Единую сельскохозяйственную политику (ЕСП), имевшую цель обеспечения продовольственной безопасности ЕЭС. В короткие сроки эта цель была успешно достигнута.

В общих чертах ЕСП состояла из следующих элементов. Министер­ства сельского хозяйства стран ЕЭС разрабатывали прогнозы развития сельского хозяйства, которые потом суммировались и на Совете мини­стров ЕЭС на уровне министров сельского хозяйства определялись прио­ритеты на следующий сельскохозяйственный год. По тем видам продук­ции, которые оказывались дефицитными, устанавливали так называемые гарантированные цены на достаточно высоком уровне, чтобы стимулиро­вать увеличение их производства. Производитель данного вида продук­ции мог твердо рассчитывать на получение этой цены. Если он был вынужден продать свой товар по более низкой цене, то разница ему вы­плачивалась из фондов ЕЭС.

Это предопределило более высокий уровень цен внутри ЕЭС по срав­нению с мировыми. Для обеспечения защиты внутреннего рынка от более дешевого импорта из других стран были предусмотрены не обычные таможенные пошлины, в виде процента от цены товара, а так называемые сборы на импорт сельскохозяйственных товаров. Их величина была пере­менной и определялась разницей между контрактной ценой импорта и ценой внутреннего рынка ЕЭС. Иными словами, никакое снижение конт­рактных цен не могло позволить иностранному экспортеру продажу по ценам ниже цен внутреннего рынка.

Наконец, если внутри ЕЭС образовывался избыток сельскохозяйствен­ной продукции, которая могла длительно храниться (мясо, сливочное и растительное масло, пшеница и др.), то эти излишки скупались органами ЕЭС в запасы, которые, в случае их переполнения, экспортировались по более низким ценам мирового рынка (иногда в 2 раза ниже внутренних), при субсидировании этого экспорта из фондов ЕЭС. В целом на нужды Единой сельскохозяйственной политики ЕЭС в отдельные годы расходо­валось до 3/4 его бюджета.

Международное регулирование рынка сельскохозяйственной продук­ции в основном связано с деятельностью ГАТТ-ВТО. На протяжении по­следних 30 лет в рамках этой организации был проведен ряд совещаний и подписано несколько соглашений, непосредственно относящихся к во­просам торговли сельскохозяйственной продукцией. Среди них наиболее важными являются Соглашение по сельскому хозяйству (по торговле сельскохозяйственными товарами), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашение по техническим барь­ерам в торговле и Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам. В них регламентируются различные аспекты международной торговли про­довольствием и сырьем для его производства, направленные на устране­ние некоторых препятствий, прежде всего нетарифных ограничений, и предусматривается последовательное снижение таможенных пошлин.

Обеспечение продовольственной безопасности стало одним из важ­нейших направлений экономической политики развитых стран сразу после окончания Второй мировой войны, когда нарушение прямых каналов по­ставки продовольствия, в том числе из колоний, показало жизненную необ­ходимость решения этой проблемы. Многочисленные дискуссии и между­народные форумы в конечном счете привели к пониманию того, что продовольственная безопасность является важной составляющей эконо­мической безопасности, которую необходимо соблюдать исходя из конст­руктивных способов и механизмов решения экономических конфликтов и противоречий.

Существуют определенные критерии оценки пределов продовольст­венной безопасности. Они различаются при оценке обеспечения национальной и общемировой продовольственной безопасности. Наиболее распростра ненными считаются выработанные экспертами ФАО. Согласно этим крите риям состояние продовольственной безопасности оценивается по дву.\ показателям: объему переходящих (до следующего урожая) запасов зерна которые не должны быть меньше 17% потребностей (примерно двухмесяч ная норма потребления), и уровню его производства на душу населения. В настоящее время большое число стран не имеет эти показатели Максимальный уровень производства зерна на душу населения в мире бы; достигнут в 80-х годах, когда он составил 339 кг в год, а в 90-х годах сни­зился до 330 кг. Это эквивалентно 3600 ккал в сутки, что может полно­стью удовлетворить потребности в питании всего человечества при усло­вии равномерного распределения. Но в развитых странах потребление зерна превышает эту среднюю цифру в 2—3 раза, так как часть зерновых используется в кормовых целях, а во многих развивающихся странах среднедушевое потребление зерновых не достигает 180—200 кг в год. В настоящее время, по оценке экспертов ФАО, 2 млрд человек не имеют надежных источников снабжения продовольствием.

В 1996 г. на Всемирном форуме по проблемам продовольствия была принята Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности, определившая бедность как основную причину дефицита продовольствия и признавшая продовольственную безопасность важнейшим компонентом экономической безопасности каждой страны. Понимание серьезности про­блемы определило в развитых странах во второй половине XX в. потреб­ность включить понятие «продовольственная безопасность» в государ­ственную политику в отношении сельского хозяйства.

Государственное регулирование сельского хозяйства, вмешательство в производство и торговлю, активный, во многих случаях агрессивный протекционизм являет собой одну из наиболее важных особенностей эконо­мической политики развитых стран.

В большинстве стран вмешательство в сельскохозяйственное произ­водство осуществляется путем предоставления различных льгот, полного или частичного освобождения от налогов, создания за государственный счет необходимой инфраструктуры, различных иных видов помощи фер­мерам, вплоть до прямого субсидирования. Министерства сельского хозяйства в развитых странах ведут большую работу, в том числе анали­тическую и исследовательскую, по разработке оптимальных направлений развития агробизнеса. Через местные отделения они оказывают консуль­тационную помощь хозяйствам, дают рекомендации по применению удоб­рений, семян, химических средств защиты растений, информируют о новей­шей технике и т.д. До сведения фермеров доводятся различные прогнозы, включая ожидаемую конъюнктуру отдельных товаров на внутренних и внешних рынках.

Размеры государственного вмешательства в сельское хозяйство гран­диозны. В США они превышают 100 млрд дол. в год, не считая ряда косвен­ных видов помощи. Сопоставимы расходы в Европейском Союзе. В Япо­нии они также исчисляются многими десятками миллиардов долларов.

Во внешней торговле наиболее активно используются нетарифные ограничения, например: фитосанитарные, введение квот на импорт отдель­ных товаров, прямой запрет импорта под различными предлогами и суб­сидирование экспорта и производства экспортных товаров.

Единая сельскохозяйственная политика ЕС — наглядный пример эффективного вмешательства на региональном уровне. Отцы Римского договора (1957 г.) об образовании Европейского экономического сообще­ства (ЕЭС), предшественника Европейского Союза, наряду с единой внешнеторговой политикой, необходимой для создания таможенного союза, также разработали Единую сельскохозяйственную политику (ЕСП), имевшую цель обеспечения продовольственной безопасности ЕЭС. В короткие сроки эта цель была успешно достигнута.

В общих чертах ЕСП состояла из следующих элементов. Министер­ства сельского хозяйства стран ЕЭС разрабатывали прогнозы развития сельского хозяйства, которые потом суммировались и на Совете мини­стров ЕЭС на уровне министров сельского хозяйства определялись прио­ритеты на следующий сельскохозяйственный год. По тем видам продук­ции, которые оказывались дефицитными, устанавливали так называемые гарантированные цены на достаточно высоком уровне, чтобы стимулиро­вать увеличение их производства. Производитель данного вида продук­ции мог твердо рассчитывать на получение этой цены. Если он был вынужден продать свой товар по более низкой цене, то разница ему вы­плачивалась из фондов ЕЭС.

Это предопределило более высокий уровень цен внутри ЕЭС по срав­нению с мировыми. Для обеспечения защиты внутреннего рынка от более дешевого импорта из других стран были предусмотрены не обычные таможенные пошлины, в виде процента от цены товара, а так называемые сборы на импорт сельскохозяйственных товаров. Их величина была пере­менной и определялась разницей между контрактной ценой импорта и ценой внутреннего рынка ЕЭС. Иными словами, никакое снижение конт­рактных цен не могло позволить иностранному экспортеру продажу по ценам ниже цен внутреннего рынка.

Наконец, если внутри ЕЭС образовывался избыток сельскохозяйствен­ной продукции, которая могла длительно храниться (мясо, сливочное и растительное масло, пшеница и др.), то эти излишки скупались органами ЕЭС в запасы, которые, в случае их переполнения, экспортировались по более низким ценам мирового рынка (иногда в 2 раза ниже внутренних), при субсидировании этого экспорта из фондов ЕЭС. В целом на нужды Единой сельскохозяйственной политики ЕЭС в отдельные годы расходо­валось до 3/4 его бюджета.

Международное регулирование рынка сельскохозяйственной продук­ции в основном связано с деятельностью ГАТТ-ВТО. На протяжении по­следних 30 лет в рамках этой организации был проведен ряд совещаний и подписано несколько соглашений, непосредственно относящихся к во­просам торговли сельскохозяйственной продукцией. Среди них наиболее важными являются Соглашение по сельскому хозяйству (по торговле сельскохозяйственными товарами), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, Соглашение по техническим барь­ерам в торговле и Соглашение по санитарным и фитосанитарным мерам. В них регламентируются различные аспекты международной торговли про­довольствием и сырьем для его производства, направленные на устране­ние некоторых препятствий, прежде всего нетарифных ограничений, и предусматривается последовательное снижение таможенных пошлин.